Как мотивировать врачей клиники на эффективную работу?

Дата публикации: 15.12.2016

Мотивация — это побуждение к действию, которое направлено на удовлетворение человеком своих потребностей. Этот процесс присущ каждому из нас, с него начинается любая деятельность человека, и недооценивать его нельзя: именно мотивация управляет поведением человека, заставляет его трудиться, совершать поступки и развиваться как личность, и эта проблема актуальна для всех, но сегодня мы рассмотрим мотивацию врачей.

Хочу отметить из своего опыта управленца медицинской клиники, так и бизнес-тренера, что состоявшиеся как профессионалы врачи – это высокообразованные, самодостаточные личности. И самая серьёзная ошибка, которую допускают руководители медицинских учреждений в мотивации врачей – применение к этим сотрудникам примитивных методов мотивации.

Мотивацию врача нельзя построить по системе «кнут – пряник». Не стоит удивляться, что с ними не работают методы финансовых поощрений и наказаний. Работа с мотивацией врачей лежит в сфере построения долгосрочных факторов: системы целей, организационного климата, условий развития. Одним из главнейших факторов мотивации врача является политика медицинского учреждения и ценности самого руководства. Давайте их рассмотрим подробнее.

1 способ. Создайте Цель и климат

Возникает вопрос, нужна ли вообще дополнительная мотивация  состоявшимся, эмоционально зрелым врачам? Скорее нет. То, что им нужно – это система целей и благоприятный психологический климат в коллективе.

У профессионально развитых людей есть наработанный опыт, уверенность, но обычно им не хватает времени и направления для дальнейшего роста в профессии. Компания может дать им систему координат, а коллектив  стать единомышленниками, которые движутся в одном направлении. Профессионалам интересно работать лишь в том направлении, где есть продвижение вперед и карьерный рост.

Психологический климат, мотивирующий врача-профессионала, имеет три составляющие.

Во-первых, это чувство компетентности. Врач должен точно знать, что он может делать свою работу. Его ощущение профессионализма создает внутреннюю мотивацию, а если врач не чувствует себя компетентным, он все время будет ощущать дискомфорт.

Вторая составляющая – чувство самоорганизации. Нельзя заставить профессионала что-либо делать. Работая со зрелыми людьми, есть только один способ чего-либо достичь – договариваться. Нельзя заставить врача применять методику, в которую он не верит. Он может только захотеть ее осваивать, иначе это может навредить пациенту.

Третья составляющая – потребность в значимых отношениях. Это включенность в коллектив, возможность получать обратную связь относительно своей компетентности. Тогда врач имеет хороший результат в отношениях и лечении своих больных.

2 Способ. Финансовые критерии оценки работы персонала

Денежная награда должна относиться к обязательным условиям работы, которые обеспечивает организация. Заработная плата важна, но она не вдохновляют людей на большие достижения. Наоборот, могут стать источником недовольства, то есть демотиватором. Например, когда человек приходит на работу, для него важно, каким будет рабочее место, будет ли отдельный стол и компьютер. Если так – он просто будет работать, как надо. Но если ему придется писать на краешке чужого стола, это будет вызывать недовольство и снижать качество работы. Так же и с деньгами – работник должен быть уверен, что получает их в таком количестве, которое соответствует сложности его работы. С другой стороны, деньги легко становятся демотивирующим фактором, когда этого соответствия нет.

Измените систему оплаты труда и премий. Расчет ведите исходя из показателя производительности труда (KPI).

Заработная плата должна быть гарантированной, она должна быть источником уверенности. Но она всегда должна быть связана с выполнением каких-либо задач. Работник должен не получать, а зарабатывать свою зарплату. Именно так лучше всего реализовывать принцип справедливой награды.

3 способ. Используйте нематериальную мотивацию

  • Справедливость. Это способность обеспечить награду, которая соответствует сложности дела. Если нет такой награды, то начинает меняться вся система, которую вы строите.
  • Награждайте своих сотрудников поездками с семьёй загород, экскурсиями в интересные города и так далее.
  •  Признание. Для врачей признание играет очень важную роль. Это основная нематериальная награда, которую врач должен получать постоянно. На практике это может выглядеть как признание достижений на общих собраниях, во внутренних газетах, в личной беседе, особенно с авторитетным человеком.
  • Вызов. Персонал следует подключать к решению проблем, выходящих за пределы их рутинной работы. Однако решение последних должно быть реалистичным, иначе это начнет демотивировать.
  • Обратная связь. Подчиненные не умеет читать ваши мысли. Они не знают, хорошо работают или плохо, пока им об этом кто-то не скажет. Речь идет не только об оценке со стороны руководителя. Обратная связь должна постоянно поступать со всех направлений – от других коллег, пациентов и так далее. Это очень важный компонент, который трудно переоценить. Если его нет, мотивация всегда будет низкой.

4 способ. Станьте личным пример для врачей

Крайне важно для руководства демонстрировать свою внешнюю мотивацию. Если управленец не демонстрирует собственным поведением желания достигать определенных целей, то вряд ли кто-то поверит в то, что они действительно стоят усилий.

Работа менеджмента с мотивацией предусматривает не столько подбор модели финансового вознаграждения, сколько работу с главными психологическими составляющими мотивации. Продемонстрируйте свой успешный опыт. Когда приходит успех, возрастает чувство компетентности, возрастает базовая мотивация. Среда клиники должна быть такой, где каждый имеет практические шансы достичь успеха в работе.

Легко не будет

Частная организация должна помогать врачу реализовываться, ведь нередко медики хотят, но не знают, как работать по-другому. Профессиональный рост врача происходит через серию практических ситуаций, в которых и должны проявиться упомянутые принципы обратной связи, справедливости, признания и т.д. А главное – пример со стороны руководства.

Как итог, организация во главе с руководителем, который имеет систему целей и предлагает ее врачу, всегда будет привлекать его больше, даже по сравнению с организациями, где можно иметь больший доход. Вот почему многие специалисты покидают государственные учреждения в пользу менее выгодной финансово работы в частном секторе. Другая причина – психологический климат. Профессионалу он нужен как воздух, и там, где менеджмент умеет его обеспечить, не будет никаких проблем с мотивацией и лояльностью.

Получить консультацию